• Icon+7 (7172) 28-75-21
IconPersonal account
Image

ENIC-KAZAKHSTAN

HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT NATIONAL CENTER

Image

Международный форум «Глобальное в региональном: Казахстан в Болонском процессе и проектах ЕС»

20-21 октября 2020 года Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с Центром Болонского процесса и академической мобильности и Национальным Бюро Эразмус+ провели Международный онлайн-форум «Глобальное в региональном: Казахстан в Болонском процессе и проектах ЕС», посвященный 10-летию участия Казахстана в Болонском процессе и 25-летию участия в программах ЕС Темпус и Эразмус+.  

Мероприятие прошло в онлайн формате, участие приняли более 300 человек.

Дополнительно велась трансляция на странице Фэйсбук Центра.

Форум открыл Министр образования и науки Республики Казахстан А.К. Аймагамбетов, выступив с приветственным словом.

Спикерами выступили вице-министр образования и науки М.М.Дауленов, вице-министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан У.Ш.Бегимкулов, глава отдела по сотрудничеству Представительства Евросоюза в Казахстане Йоханнес Стенбаек  Мэдсен, Руководитель департамента образования  Совета Европы Шур Берган, Руководитель программы в Генеральном директорате Еврокомиссии по вопросам образования, культуры, молодежи и спорта Адриан Веале, Заместитель председателя Наблюдательной группы Болонского процесса (BFUG) Энн Катрин Айзэкс, Генеральный секретарь Обсерватории Великой хартии университетов Дэвид Локк, а также представители ведущих вузов Центральной Азии и эксперты высшего образования США, Турции, Латвии, Польши, Болгарии, Украины, Южной Кореи, и др..

За истекший период Казахстан успешно  внедрил основные  параметры Болонского процесса.

•  В систему высшего образования внедрена трехуровневая модель подготовки кадров по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD.

•  Во всех вузах осуществлен переход на кредитную систему образования.

•  Активизировалась программа академической мобильности обучающихся.

•  Стали активно внедряться двудипломные и совместные с зарубежными вузами образовательные программы,

•  Осуществлен постепенный переход от контроля качества к системе обеспечения качества. В настоящее время независимая аккредитация в Казахстане набрала свои обороты. Аккредитацию вузов и образовательных программ проводят 11 независимых аккредитационных агентств: из них 6 казахстанских (НААР, НКАОКО, KAZSEE, ARQA, ECAQA, НКЦА) и 5 зарубежных агентств (германские агентства – ASIIN, FIBAA, ACQUIN, бельгийское агентство – MusiQuE, агентство США – ACBSP).

Аккредитация проводится по стандартам и процедурам, основанным на руководстве для обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования – ESG-2015.

  • Рабочей группой министерства разработана Национальная рамка квалификаций высшего образования и подготовлен отчет на ее совместимость с Рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования. 15 сентября  отчет был принят секретариатом Болонского процесса и размещен на сайте ENIC-NARIC. Данный факт будет отражен в Приложении Diploma Supplement.
  • Расширена академическая и управленческая автономия вузов. Принят соответствующий закон. Вузы получили право гибко реагировать на запросы рынка труда и  перестраивать свои образовательные программы. В содержании образовательных программ академическая свобода вузов расширена с 65% до 85%.
  • Для учета и повышения качества образовательных программ запущена Информационная система «Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования», в котором на данный момент зарегистрировано  9326 образовательных программ. Эта система позволяет родителям и абитуриентам выбирать лучшие программы.
  • С 2018 года в Казахстане наряду с формальным образованием официально признаются результаты неформального обучения, что очень важно в условиях быстро меняющихся требований рынка труда.
  • Ряд вузов, наряду с основной программой (Major), предлагают и дополнительные образовательные программы (Мinor). Получение двойной специальности расширяет карьерный выбор и возможности выпускника, повышает его конкурентоспособность на рынке труда.
  • За данный период времени реализовано 135  проектов в рамках программ ЕС Темпус и Эразмус+. Проекты способствовали обучению и повышению квалификации студентов и преподавателей в Европе, обновлению образовательных программ, разработке новых учебных пособий, проведению исследований в различных отраслях науки.

Руководитель Департамента образования Совета Европы Берган Шур отметил, что несмотря на «короткий срок» в 10 лет, Казахстан смог добиться значительных показателей во внедрении параметров Болонского процесса. В своем выступлении он отметил, что Казахстан является мостом между Европой и Центральной Азией. Спикер подчеркнул, что Казахстан успешно сертифицировал свою систему квалификаций. Казахстанская система удовлетворяет европейским стандартам высшего образования.

Глава отдела по сотрудничеству Представительства Евросоюза в Казахстане, Йоханнес Стенбаек  Мэдсен подчеркнул высокий уровень интеграции казахстанского высшего образования в европейское пространство.

Глава EQAR  Колин Тук также отметил, что Казахстан, являясь одним из самых молодых участников Болонского процесса, достиг больших успехов и даже обогнал ранее присоединившиеся страны по некоторым параметрам.  Дополнительно отметил уровень казахстанских аккредитационных агентств, достигших европейских стандартов и вошедших в Европейский реестр по обеспечению качества в высшем образовании.

Генеральный секретарь Обсерватории Великой хартии университетов Дэвид Локк подчеркнул ценность вузов в формировании высшего образования в целом. Также констатировал подписание 70-ю казахстанскими вузами Великой Хартии. Работа с высшим образованием Казахстана налажена и заслуживает высокой похвалы. Отметил необходимость актуализации Великой Хартии 1988 года.

Вице-министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан У.Ш.Бегимкулов выразил уверенность в том, что Форум послужит платформой для дальнейшего диалога между странами Центральной Азии и Европы. Отметил важность интернацонализации высшего образования. 

Руководитель программы в Генеральном директорате Еврокомиссии по вопросам образования, культуры, молодежи и спорта Адриан Веале

Заместитель председателя Наблюдательной группы Болонского процесса (BFUG) Энн Катрин Айзэкс отметила актуальность интеграции как процесса  гармонизации высшего образования Европы и Центральной Азии.

Тем самым, выступающие констатировали, что реализация параметров Болонского процесса оказала позитивное влияние на качество системы высшего образования Республики Казахстан.

 С важной инициативой выступил вице-министр образования и науки Республики Казахстан М.М.Дауленов, который отметил, что в центрально-азиатском регионе растут взаимные миграционные потоки, связанные с обучением и/или трудовой деятельностью. При этом возникают вопросы с признанием документов об образовании, совместимости систем образования и квалификаций. С целью всемерного содействия гражданам наших стран в решении этих проблем предложено распространить принципы Болонского процесса на территории Центральной Азии и создать единое центральноазиатское образовательное пространство.

Для обсуждения данной инициативы предложено провести конференцию министров образования стран Центральной Азии весной 2021 года.

По итогам участниками форума принято Коммюнике.