• Icon+7 (7172) 28-75-21
IconЛичный кабинет
Image

ENIC-KAZAKHSTAN

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Image

История Болонского процесса

Инициатива создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования предложена одним из старейших  Италии - Болонским университетом. В 1986 году, готовясь к своему  900-летнему юбилею, Университет обратился ко всем университетам Европы  с предложением принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum. В 1988 году документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования был подписан ректорами  80 вузов.

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования перерос  с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, в период празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

В 1999 году в Болонье состоялась Первая конференция 30-и европейских министров образования. Принятая декларация «Зона европейского высшего образования», определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Именно этот документ дал старт Болонскому процессу. В дальнейшем встречи европейских министров образования-участников  Болонского процесса стали регулярными с интервалом в два года.

В 2001 году министров образования приняла Прага, в 2003 году – Берлин. Четвертая, встреча состоялась в мае 2005 года в норвежском городе Бергене. Здесь о вступлении в Болонский процесс заявили пять стран бывшего Советского Союза, включая Украину. Пятая встреча прошла в 2007 году в Лондоне, шестая – в 2009 году в Левене/Лувен-ла-Неве, седьмая – в 2010 году в Будапеште, восьмая – в 2012 году в Бухаресте, девятая – в 2015 году в Ереване.

В 2010 году Казахстан стал полноправным участником Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).  Казахстан – первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом ЕПВО. Вхождение Казахстана было отмечено министрами ЕПВО в Будапештско-Венской декларации.

В настоящее время в Болонский процесс входит 48 стран. Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, является Конференция министров. Встречи министров образования стран-участниц Болонского процесса проходит раз каждые 2-3 года. Последняя Конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса  состоялась 24-25 мая 2018 года в г.Париж (Франция). Было принято Парижское коммюнике.

Перед Конференциями Министров образования готовится Доклад ЕПВО. Целью доклада является выявление условий и уровней внедрения Болонских реформ в странах-участницах. Сбором и обработкой информации занимается команда экспертов европейского статистического агентства Eurostat.

Каждая страна-участница принимает на себя обязательства по исполнению обязательных, рекомендательных и факультативных параметров Болонского процесса, как на национальном, так и на институциональном уровне.

Параметры Болонского процесса:

Обязательные

  • Трехуровневая система высшего образования
  • Академические кредиты ECTS
  • Академическая мобильность студентов, ППС и административного персонала
  • Европейское приложение к диплому
  • Обеспечение качества высшего образования
  • Создание единого европейского исследовательского пространства

Рекомендательные

  • Единые европейские оценки
  • Активная вовлеченность студентов
  • Социальная поддержка малообеспеченных студентов
  • Образование в течение всей жизни

Факультативные

  • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки
  • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору
  • Модульная система
  • Дистанционное обучение, электронные курсы
  • Академические рейтинги студентов и преподавателей.