• Icon+7 (7172) 57-20-75
IconЛичный кабинет
Image

ENIC-KAZAKHSTAN

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Image

НОВАЯ МОДЕЛЬ ПО

Анализ потребностей проекта "Усиление потенциала педагогического образования KZEMP/QCBS-03" показал, что текущая модель педагогического образования (ПО) в Казахстане является традиционной и академической, ориентированной на теоретические знания будущих педагогов.  Кроме того, анализ продемонстрировал общее стремление образования перейти к новой модели ПО, где учителя являются экспертами в своей области, обладающими критическим чувством и автономией, способными решать проблемы и сотрудничать с другими (Musset, 2010).

Новая модель ПО включает концептуальную основу, которая необходима для приведения компетенций учителей в соответствие с основанными на исследованиях знаниями о преподавании и обучении. В нем также рассматривается природа преподавания как знания и практики, т.е. то, как компетенции учителя могут применяться на практике и развиваться в процессе педагогического образования и на протяжении всей карьеры учителя в рамках непрерывного профессионального развития (Grossman & McDonald, 2008). Выбранная структура для категоризации и иллюстрации компетенций учителя, соответствует модели, созданной Metsäpelto и др. (2020), адаптированной из Blömeke и др. (2015), которая контекстуализирована для педагогического образования в Казахстане на основе выявленных компетенций учителя в результате анализа потребностей (Рисунок 1).

Рисунок 1. Многомерная адаптированная модель процесса обучения (MAP), используемая в качестве концептуальной основы для компетенций учителя (Metsäpelto и др., 2020, с. 6, контекстуализирована для педагогического образования в Казахстане)

Многомерная адаптированная модель процесса обучения (MAP; Metsäpelto и др., 2020) представляет собой концептуальную основу качества преподавания. Она основана на предыдущих исследованиях важнейших качеств, необходимых для преподавания, и других аспектах работы учителя. Будучи концептуальной моделью, основанной на исследованиях, она обеспечивает прочную основу для понимания ключевых компетенций профессии учителя, а также последствий для обучения студентов.

Новая модель ПО в контексте Казахстана проиллюстрирована на рисунке 2 ниже, описывающем этапы педагогического образования и области развития с рекомендациями по улучшению.

Рисунок 2. Модель педагогического образования в контексте Казахстана. Адаптировано по модели траектории обучения учителей ОЭСР (2019)

Рекомендации сосредоточены на части модели, касающейся высшего педагогического образования, поскольку это входило в сферу действия проекта Усиление потенциала педагогического образования KZEMP/QCBS-03. Тем не менее, некоторые рекомендации были даны для части модели, связанной с обучением без отрыва от работы, например, по входу в должность учителей в первые годы их карьеры.

Смотрите подробнее: Улучшенная модель ПО