• Icon+7 (7172) 28-75-21
IconPersonal account
Image

ENIC-KAZAKHSTAN

Bologna process and academic mobility center

Image

Regulations

1. Sorbonne Declaration - 1998

The Sorbonne Declaration was signed in 1998 by ministers of four countries, namely France, Germany, Great Britain and Italy. The aim of the declaration was to create common provisions for the standardisation of the European Higher Education Area, where mobility should be encouraged both for students and graduates as well as for staff development. Furthermore, it was intended to ensure that qualifications are in line with current demands in the labour market.

2. Bologna Declaration – 1999

The Bologna Process is the deepest and most ambitious structural reform of higher education in Europe, which began with the signing of the Bologna Declaration in 1999 in Bologna and is implemented in accordance with the Communiqué of the Ministerial Conference responsible for higher education, held every two to three years. At the Bologna Conference, a joint statement of European ministers of education was signed and the main lines of development outlined in the Bologna Declaration were outlined.

The Bologna Declaration is a declaration on international cooperation in higher education signed in Bologna by ministers of education from 29 European countries.

The Bologna Declaration provided for:

  • The use of a system of clear, transparent and comparable degrees with the issuing of diploma supplements;
  • the introduction of a three-cycle system of higher education;
  • adopting a credit system as a means of enhancing mobility;
  • encouraging mobility for the free movement of students and teachers;
  • Developing European cooperation in the field of quality assurance with a view to developing comparable criteria and methodologies;
  • Strengthening the European dimension in higher education.
3. Prague Communiqué - 2001

At the Prague Conference of Ministers of Education, in addition to the six main lines of development of the Bologna Process outlined in the Bologna Declaration (comparable qualifications and their recognition, transition to the two-cycle system, introduction of ECTS, mobility, quality assurance, strengthening the European dimension in higher education), new areas of cooperation were explored:

  • Lifelong learning;
  • inclusion of students as active and equal partners in all stages of the Bologna Process;
  • taking into account the social dimension of higher education;
  • implementation of joint degree programmes of different profiles and new perspectives of transnational education;
  • establishing a continuum of adequate quality assurance mechanisms - accreditation;
4. Berlin Communiqué – 2003

The Berlin Conference decided to focus efforts on the creation of the European Research Area and its interaction with the European Higher Education Area (EHEA) as a new development line of the Bologna Process. It was emphasised that first and second cycle degrees should have different orientations and profiles. In order to increase mobility and facilitate the recognition of higher education credentials, a goal was set to issue a Diploma Supplement to European graduates from 2005. The Berlin Communiqué stipulates:

  • Quality assurance of education through: determination of the degree responsibility of HEIs, evaluation of programmes or institutions, external expertise, student participation in procedures and publication of results, availability of accreditation systems or similar procedures, international partnerships, cooperation and participation in networks;
  • Degree structure: adoption of a two-cycle system, introduction of a credit system, recognition of degrees;
  • Students: increasing the need for continuous involvement of students who are equal partners in the governance of higher education;
  • Development of the European dimension of higher education;
  • Lifelong learning;
  • Improving the attractiveness of the EHEA;
  • Introducing monitoring of the implementation of the parameters of the Bologna Process.
5. Bergen Communiqué – 2005

The Bergen Conference adopted the EHEA Comprehensive Qualifications Framework, which included three cycles (including intermediate qualifications allowed in national contexts), universal descriptors for each cycle based on learning outcomes and competences, and a credit range for the first and second cycle. A commitment was made to establish national qualifications frameworks compatible with the EHEA Comprehensive Qualifications Framework by 2010. The idea of a European register of quality assurance agencies based on national expertise was endorsed in Bergen. Attention was drawn to the issue of the social dimension in higher education: increasing access to higher education, ensuring socio-economic conditions for students, and facilitating them by governments and higher education institutions.

The Bergen Conference envisages:

  • The introduction of a three-cycle structure of academic degrees - Bachelor's - Master's - PhD;
  • Quality assurance through the systematic introduction of internal mechanisms of higher education institutions;
  • Adoption of standards and guidelines for quality assurance in the EHEA;
  • Endorsement of the idea of a European register of quality assurance agencies based on national expertise;
  • Recognition of degrees and periods of study, recognition of joint degrees;
  • Harmonisation of doctoral level qualifications with the EHEA comprehensive qualifications framework based on learning outcomes;
  • Facilitating student mobility.
6. London Communiqué – 2007

The London Conference noted progress towards the EHEA. An important achievement is the beginning of the transition from teacher-led learning to student-centred higher education. The main directions of the Bologna Process are summarized and priorities for 2009 are outlined: mobility, social dimension, employability, implementation of the EHEA strategy in a global context. Ahead of the Leuven/Louvain-la-Neuve Ministerial meeting, the European University Association expressed its political position on the development of the Bologna Process and outlined the following main objectives for the period beyond 2010:

  • Consolidation of the European broad base of research based on higher education;
  • Linking higher education and research as a sign of European higher education;
  • Providing more education to more people;
  • A new understanding of the responsibility of universities towards society;
  • Willingness to cope with global challenges.
7. Leuven Louvain-la-Neuve Communiqué - 2009

Summing up, Ministers responsible for higher education stated at the Leuven/Louvain-la-Neuve conference: "Over the past ten years, we have shaped the European Higher Education Area, ensuring that it is firmly rooted in Europe's intellectual, scientific and cultural heritage and aspirations. The priorities for the development of European higher education until 2020 were acknowledged to be:

  • achieving equity in higher education;
  • lifelong learning;
  • employability of graduates;
  • student-centred learning;
  • linking higher education with research and innovation;
  • the international openness of European higher education;
  • increasing the mobility of students and academics;
  • collecting information and ensuring transparency, improving public funding and seeking new sources;
  • improving the organisational management structure of the Bologna Process.

The Conference acknowledged that the current organisational structure of the Bologna Process, based on cooperation between governments and the academic community, was fit for purpose. It was decided that in the future the Bologna Process would be co-led by the EU Presidency and a non-EU country.

8. Budapest-Vienna Declaration - 2010

This declaration was adopted at the 10th anniversary conference of the Bologna Process.  On that occasion, the European Higher Education Area was officially launched, signalling the achievement of the objectives set out in the Bologna Declaration for a common European framework for higher education. However, the existence of the European Higher Education Area does not in itself mean that all the objectives set by the ministers involved in the Bologna Process have been achieved. Thus, we can say that the Bologna Process and the European Higher Education Area have entered a new phase - consolidation and fusion into a common space, which is particularly important in light of the different reactions to the implementation of the Bologna Process in Europe. In 2010, at the Budapest-Vienna Conference, Kazakhstan joined the Bologna Declaration and became the 47th member country of the Bologna Process.

9. Taraz Declaration – 2011
10. Bucharest Communiqué – 2012

At the Bucharest Conference, the Education Ministers decided to focus on three main objectives in the context of the economic crisis:

  • Ensuring the quality of higher education for more students, to better prepare students with job skills;
  • increasing student mobility. 47 countries have adopted a new European strategy to increase mobility with the specific objective that at least 20 per cent of those graduating in Europe in 2020 should study or do an internship abroad.

The Conference also included the third Bologna Policy Forum on the theme: "Beyond the Bologna Process: building and connecting national, regional and global spheres of higher education".

11. Yerevan Communique – 2015

On 14-15 May 2015, the EHEA Conference of Ministers of Education and the fourth Bologna Political Forum took place in Yerevan, Armenia.  The Ministers of Education of the EHEA member countries agreed to accept Belarus as a 48 country in the Bologna Process. It was also announced that the secretariat of the Bologna Process will be headed by France, which will host the next EHEA ministerial conference in 2018. The meeting concluded with the adoption of the Yerevan Communiqué and the Bologna Political Forum Statement. Countries agreed on the need to improve the quality and connectivity of learning and teaching, to promote the employability of graduates throughout their working lives, to shape a more inclusive education system and to implement agreed structural reforms.

Within the Bologna Political Forum statement, participants agreed on the development of national qualifications frameworks, cooperation in quality assurance, increased mutual recognition of qualifications, cooperation in developing and implementing a credit transfer system, taking into account the revised ECTS Users' Guide.

Fourth Bologna Policy Forum Statement

12. Astana declaration - 2017
13. Paris Communique – 2018

On 24-25 May 2018, the EHEA Conference of Ministers of Education and the fifth Bologna Political Forum took place in Paris, France. The meeting concluded with the adoption of the Paris Communiqué and the Bologna Political Forum Statement. It was also announced that the secretariat of the Bologna Process will be headed by Italy, which will host the next EHEA Ministerial Jubilee Conference in 2020.

At the Paris Conference, Education Ministers decided to focus on three key commitments crucial for strengthening and supporting quality and cooperation within the EHEA:

  • A three-tiered system compatible with the EHEA comprehensive qualifications framework and first and second cycle degrees comparable to ECTS;
  • compliance with the Lisbon Recognition Convention,
  • quality assurance in line with the Standards and Guidelines for Quality Assurance in the EHEA.

The Paris Conference was an opportunity to strengthen cooperation between countries for a better future of higher education. 

Fifth Bologna Policy Forum Statement

14. Rome communique - 2020

On November 19, 2020, a conference of the Ministers of Education of the members of the European Higher Education Area (EHEA) was held. The organizer is the Italian Ministry of Education, University and Research. The conference was attended by more than 3,000 participants, ministers of education from 47 countries spoke.

The conference was attended by 48 ministers of higher education, the Council of Europe, the European Commission, UNESCO, EURASHE (European Association of Higher Education Institutions), ESU (European Student Union), EUA (European University Association), EQAR (European Register of Quality Assurance Agencies in Higher Education) other.

Kazakhstan was represented by a delegation headed by the Minister of Education and Science A.K. Aimagambetov.

The Communiqué prepared for this conference proposes to further develop higher education systems until 2030 to concentrate on three new areas:

- Inclusive. Each student will have equal access to higher education and receive comprehensive support in completing their education and training.

- Innovative. Introduce new and more consistent teaching, teaching and assessment methods and practices closely related to research.

- Interconnected. The common framework and tools will continue to facilitate and enhance international cooperation and reform, knowledge exchange and staff and student mobility.

• Icon+7 (7172) 28-75-21
IconЛичный кабинет
Image

ENIC-KAZAKHSTAN

Центр Болонского процесса и академической мобильности

Image

Основные документы

1. Сорбонская декларация – 1998 год

Сорбонская декларация была подписана  в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

2. Болонская конференция – 1999 год

Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было положено подписанием Болонской декларации  в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществляется в соответствии с коммюнике Конференций министров, ответственных за высшее образование, проводимых через каждые два-три года. На Болонской Конференции было подписано совместное заявление европейских министров образования и намечены основные линии развития, зафиксированные в Болонской декларации.

Болонская Декларация – это  декларация о международном сотрудничестве  в области высшего образования, подписанная в Болонье министрами образования 29 европейских стран.

Болонской Декларацией предусматривается:

  • использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам;
  • введение трехступенчатой системы высшего образования;
  • принятие системы кредитов, как средство повышения мобильности;
  • стимулирование мобильности для свободного перемещения студентов и преподавателей;
  • развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
  • усиление европейского измерения в высшем образовании.
3. Пражское коммюнике - 2001 год

На Пражской Конференции министров образования наряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации (сравнимые квалификации и их признание, переход на двухступенчатую систему, введение ECTS , мобильность, обеспечение качества, усиление европейского измерения в высшем образовании), были рассмотрены новые направления сотрудничества:

  • образование в течение всей жизни;
  • включение студентов в качестве активных и равноправных партнеров на всех этапах Болонского процесса;
  • учет социальных аспектов высшего образования;
  • реализация совместных программ степеней различных профилей и новых перспектив транснационального образования;
  • создание непрерывной работы адекватных механизмов обеспечения качества - аккредитации;
4. Берлинское коммюнике – 2003 год

Берлинская конференция приняла решение направить усилия на создание Европейского исследовательского пространства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 года, выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому (Diploma Supplement). Берлинским коммюнике предусматривается:

  • Обеспечение качества образования через: определение степени ответственности вузов, оценку программ или учебных заведений, внешнюю экспертизу, участие студентов в процедурах и публикацию результатов, наличие систем аккредитации или подобных процедур, международное партнерство, сотрудничество и участие в сетях;
  • Структура степеней: принятие системы, базирующейся на двух циклах, введение системы кредитов, признание степеней;
  • Студенты: расширение необходимости постоянного привлечения студентов, которые являются равноправными партнерами в управлении высшим образованием;
  • Развитие Европейского измерения высшего образования;
  • Образование в течение всей жизни;
  • Улучшение привлекательности ЕПВО;
  • Введение мониторинга за ходом реализации параметров Болонского процесса.
5. Бергенское коммюнике – 2005 год

На  Бергенской Конференции была принята Всеобъемлющая рамка квалификаций ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 году национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций           ЕПВО. В Бергене была одобрена идея Европейского реестра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов.

Бергенской конференцией предусматривается:

  • Введение трехцикловой структуры академических степеней – бакалавриат – магистратура – PhD;
  • Обеспечение качества через систематическое введение внутренних механизмов вузов;
  • Принятие стандартов и руководящих принципов обеспечения качества в ЕПВО;
  • Одобрение идеи Европейского реестра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы;
  • Признание степеней и периодов обучения, признание совместных степеней;
  • Гармонизация квалификаций докторского уровня с всеобъемлющей рамкой квалификаций ЕПВО на основе результатов обучения;
  • Содействие мобильности студентов.
6. Лондонское коммюнике – 2007 год

На Лондонской Конференции отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустройство, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте. В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и наметили следующие основные цели на период после 2010 года:

  • Консолидация европейской широкой базы исследований, базирующихся на высшем образовании;
  • Связь между высшим образованием и научными исследованиями как знак Европейского высшего образования;
  • Обеспечение большего образования большему количеству людей;
  • Новое понимание ответственности университетов перед обществом;
  • Готовность справляться с глобальными вызовами.
7. Лёвенское коммюнике - 2009 год

Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве: «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы». Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны:

  • достижение равноправия в получении высшего образования;
  • образование в течение всей жизни;
  • трудоустройство выпускников;
  • студентоцентрированное обучение;
  • связь высшего образования с научными исследованиями и инновациями;
  • международная открытость европейского высшего образования;
  • расширение мобильности студентов и ученых;
  • сбор информации и обеспечение ее прозрачности, улучшение государственного финансирования и поиск новых источников;
  • совершенствование организационной структуры управления Болонским процессом.

На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основывающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС.

8. Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования – 2010 год

Эта декларация была принята на юбилейной конференции, посвященной десятилетию Болонского процесса.  По этому случаю состоялся официальный запуск Европейского пространства высшего образования, что означало достижение целей установленных в Болонской декларации касательно общей Европейской рамки для высшего образования. Однако, существование Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей, установленных  министрами, участвующими в Болонском процессе. Таким образом, мы можем сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу - консолидации и слияния в единое пространство, это  особенно важно в свете разных  реакций на внедрение Болонского процесса в Европе. В 2010 году на Будапештско-Венской Конференции Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса.

9. Таразская Декларация – 2011 год
10. Бухарестское коммюнике – 2012 год

На Бухарестской Конференции Министры образования решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса:

  • обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, для лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам;
  • повышение мобильности студентов. 47 стран приняли новую европейскую стратегию для повышения мобильности с определенной целью, что, по крайней мере, 20 процентов из тех выпускников в Европе в 2020 году должны обучиться или пройти стажировку за рубежом.

Также в рамках Конференции состоялся третий Болонский политический форум на тему: «За пределами Болонского процесса: создание и объединение национальных, региональных и глобальных сфер высшего образования».

11. Ереванское коммюнике – 2015 год

14-15 мая 2015 года в г. Ереван (Армения) состоялась конференция министров образования ЕПВО и четвертый Болонский политический форум.  Министры образования стран-участниц ЕПВО согласились о принятии Беларуси в Болонский процесс в качестве 48 страны. Также было объявлено, что секретариат Болонского процесса возглавит Франция, где в 2018 году пройдет следующая конференция министров ЕПВО. Встреча завершилась принятием Ереванского коммюнике и Заявления Болонского политического форума. Страны согласились, что необходимо повышать качество и взаимосвязь обучения и преподавания, содействовать трудоустройству выпускников на протяжении всей их трудовой жизни, формировать более инклюзивную систему образования, выполнять согласованные структурные реформы. 

В рамках заявления Болонского политического форума участники согласились о развитии национальных рамок квалификаций, сотрудничества в области обеспечения качества, повышения взаимного признания квалификаций, сотрудничестве в разработке и реализации кредитно-трансфертной системы, с учетом пересмотренного Руководства пользователей ECTS.

Заявление 4-го Болонского политического форума

12. Астанинская декларация - 2017 год
13. Парижское коммюнике – 2018 год

24-25 мая 2018 года в г.Париж (Франция) состоялась Конференция Министров образования ЕПВО и пятый Болонский политический форум. Встреча завершилась принятием Парижского коммюнике и Заявления Болонского политического форума. Также было объявлено, что секретариат Болонского процесса   возглавит Италия, где в 2020 году пройдет следующая юбилейная конференция министров ЕПВО.

На Парижской Конференции Министры образования решили сосредоточиться на трех ключевых обязательствах, имеющих решающее значение для укрепления и поддержки качества и сотрудничества внутри ЕПВО:

  • трехуровневая система, совместимая со всеобъемлющей рамкой квалификаций ЕПВО и степени первого и второго циклов, сопоставимые с ECTS;
  • соблюдение Лиссабонской конвенции о признании,
  • обеспечение качества в соответствии со Стандартами и Руководящими принципами обеспечения качества в ЕПВО.

Парижская конференция стала возможностью по укреплению сотрудничества между странами для лучшего будущего высшего образования. 

Заявления V Болонского политического форума

14. Римское коммюнике - 2020

19 ноября 2020 года состоялась конференция министров образования членов Европейского Пространства Высшего Образования (ЕПВО). Организатором является Министерство высшей школы и научных исследований Италии. В конференции участвовало более 3000 участников, выступили министры образования 47 стран.

В работе конференции участвовали 48 министров высшего образования, Совет Европы, Еврокомиссия, ЮНЕСКО, EURASHE (Европейская ассоциация высших учебных заведений), ESU (Европейский студенческий союз), EUA (Европейская ассоциация университетов), EQAR (Европейский реестр агентств по обеспечению качества высшего образования) и другие.

Казахстан представила делегация во главе с Министром образования и науки А.К.Аймагамбетовым.

В подготовленном к данной конференции Коммюнике предлагается дальнейшее развитие систем высшего образования до 2030 года концентрировать на трех новых направлениях:

Инклюзивное. Каждый обучающийся будет иметь равный доступ к высшему образованию и получать всестороннюю поддержку в завершении своего обучения и подготовки.

Инновационное. Внедрение новых и более согласованных методов и практик обучения, преподавания и оценки, тесно связанные с исследованиями.

Взаимосвязанное. Общие рамки и инструменты будут и далее облегчать и расширять международное сотрудничество и реформы, обмен знаниями и мобильность персонала и студентов.